s207v10 | Электронная интерактивная модель академического издания А.С. Пушкина

...Каин и Авель были тоже братья, а Каин не мог дышать одним воздухом с Авелем и они не были равны перед Богом. В первом семействе уже мы видим неравенство и зависть. Ср. в «Жакерии» Проспера Мериме (сцена XXXII): «F Jean. ⟨...⟩ nous sommes tous frères dans la sainte ligue des communes! Morand, bas. Oui, comme Abel et Caïn» («Брат Жан: ⟨...⟩ все мы братья в священной лиге общин! Моран (тихо): Да, как Авель и Каин»фр.) ([Mérimée P.] La Jaquerie. Sc.32. P. 249); см.: Демидов 1900б. С. 6. По замечанию С. М. Бонди, «Пушкин убрал в этом месте крайне интересную интерпретацию библейского мифа об убийстве Каином Авеля как социально мотивированного. В зачеркнутом варианте было: “В первом семействе было уже различие состояний, Каин [копал] рыл землю, Авель властвовал”. В Библии говорится: “И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец”» (Бонди 1935-II. С. 641).