s1v4 | Электронная интерактивная модель академического издания А.С. Пушкина

Родился я с любовию к искусству; ~ Не смея помышлять еще о славе. ⟨...⟩ Усильным, напряженным постоянством ~ Товарищей моих в искусстве дивном. – Ср. в книге Вакенродера–Тика «Об искусстве и художниках...», изданной в Москве в 1826 году, в жизнеописании Йозефа Берлингера (перевод С. П. Шевырева): «От самых ранних лет музыка составляла главное удовольствие Иосифа. Он слыхал иногда игру на клавире и сам играл несколько. Мало-помалу повторяя часто свое наслаждение, он так образовал свои чувства, что все они были проникнуты звуками музыки...»  (C. 209). ⟨...⟩ «Преимущественно посещал он церкви и под высокими сводами храмов внимал духовным ораториям, песням и хорам, при громких звуках труб и литавр, и часто, движимый благоговением внутренним, смиренно падал на колени» (С. 210). ⟨...⟩. «Многие созвучия своею ясностью и выражением превращались для него в слова; иногда действие звуков производило в сердце чудесное слияние грусти и радости. Иосиф готов был и плакать, и смеяться» (С. 214215). Ср. в письме Иосифа отцу: «Я думал, я хотел создать себе мир фантазии и полное сердце излить в гармонических звуках; но как тяжки, как несносны были первые годы моего учения! ⟨...⟩ Прежде нежели мог я изливать в звуках свои чувства, сколько мучений мне стоило произвесть что-нибудь согласное с обыкновенными правилами моего искусства: как несносен был этот механизм!» (С. 232). «Иосиф достиг своей цели неутомимым прилежанием и наконец увидел себя на высокой вершине неожиданного счастия». (С. 231(Вакенродер–Тик 1826а. С. 205–206, 210, 213, 227–228; см.: Алексеев 1935. С. 538–539). Б. А. Кацем указано, что «апология учености и трудоемкости композиторского творчества» в сопоставлении с характером моцартовской одаренности дана в статье Ф. В. Булгарина «Музыкант Иван Яковлевич Миллер (Johann Heinrich Müller)»: «...не многие из любителей музыки знают, с какою трудностью сопряжено познание сего искусства! Большая разница между ⟨...⟩ приятным композитором и ученым музыкантом, постигнувшим все тайны своего искусства, т. е. гармонию или, как обыкновенно говорится, генерал-бас. Это то же самое, что в словесности основательное познание языка и грамматики, которую многие почитают маловажностью, хотя на ней основано все здание литературы. ⟨...⟩ В сем-то трудном искусстве, в теоретической части музыки, в генерал-басе и контрапункте отличался покойный Иван Яковлевич Миллер, и даже почитался первым в Европе между всеми ныне живущими музыкантами. В истории музыки имя его станет в ряду с именами Баха и Моцарта, и хотя Моцарт несравненно выше его в отношении к мелодии или музыкальному гению, но он должен уступить Миллеру в контрапункте» (Булгарин 1826а. С. 3–4; см.: Кац 1995–1996. С. 428).